В основе всех страхов...
Ирина Голубева
В основе любой нашей фобии лежит страх смерти, будь то очевидная боязнь самолетов, водоемов, огня (то, что непосредственно угрожает жизни) или завуалированные его формы (страх выступать на публике, страх подойти к незнакомому человеку и т.п.). Ну и существуют еще пресловутые насекомые, змеи, замкнутые пространства, темнота, призраки, водяные-лешие... Фобии наши, как правило, связаны с соответствующими санскарами (бессознательными впечатлениями) из текущей или из прошлых жизней.

К примеру, если человек боится огня, вероятнее всего, в одной из прошлых жизней он серьезно от него пострадал, возможно даже дело дошло до летального исхода.
Или, к примеру, крысы. Согласитесь, объективно при встрече вас с крысой, кто кого должен бояться? Однако даже взрослый, половозрелый мужчина может, издав крик ужаса, сбежать со всех ног от малыша-грызуна. Почему? Можно предположить, что в какой-то из прошлых жизней он жил, к примеру, в средневековой Европе, как раз во времена, когда там зверствовала чума. И его бессознательное все так же ему твердит - крыса равно смерть [от чумы]. Это как вариант.

Или вот боитесь вы выступать перед аудиторией. И ведь с чего бы - ведь умом же понимаете, что в случае неудачи уж точно вас на площади камнями не забьют. Вам, возможно, даже никто ничего плохого в глаза не скажет. В самом худшем случае люди просто посреди вашей речи будут по одному или группами уходить, и некоторые из них - даже с извиняющимся видом. То есть от того, что вам в итоге не будут аплодировать стоя, вы явно не умрете. Но почему так страшно? Потому что в основе этого - страх быть отвергнутым обществом, а бессознательно это воспринимается как верная смерть. Тебя выгнали из общины - значит, в одиночку точно не выживешь.

В общем, за всем, чего бы мы ни боялись, прячется один-единственный страх - страх смерти.

В своих Йога-сутрах (2.3) Патанджали перечисляет пять видов страданий (клеш): авидья (невежество), асмита (эгоизм), рага (влечение), двеша (отвращение) и, наконец, абхинивеша (страх смерти).

Чтобы преодолеть все эти клеши, начать следует с последней - абхинивеши - и постепенно дойти до авидьи.

Страху смерти подвержены абсолютно все живые существа, и он может быть в латентном или проявленном состоянии. В латентном состоянии этот страх присутствует у детей в начале жизни, проявляясь все больше и больше по мере взросления, а также у санньясинов (отреченных от мира монахов-аскетов). У всех остальных абхинивеша полностью созревает к 35-45 годам и далее только усиливается по мере старения тела. Вероятно, именно с этим связан кризис среднего возраста.

Человек понимает, что тело его начинает стареть, смерть с каждым днем все ближе и ближе, и он, продолжая отождествлять себя со своим, теперь уже стареющим, телом пытается догнать уходящий поезд - и нередко начинает вести себя, как в юности, хотя это давно уже и неуместно, и чревато разными неприятными последствиями.
Однако если познать свою истинную вечную природу, то страх смерти становится минимальным. Сделать это можно, приведя его вначале из активного в латентное состояние посредством практики дхьяны - безоценочно наблюдая за своими мыслями - как позитивными, так и негативными. Затем можно приступать к практике Раджа- или Крийя-йоги.
Поделиться в соцсетях


Made on
Tilda